-->

Библейские сюжеты в картинах русских художников

В январе 1764 года вице-канцлер Александр Михайлович Голицын получает от одного из самых ярких представителей русского Просвещения Михаила Васильевича Ломоносова письмо.


Причиной обращения стало личное распоряжение императрицы Екатерины II выбрать достойные сюжеты для исторических картин.


В своем письме Голицыну Ломоносов подчеркивал, что выбранные сюжеты должны соответствовать исторической достоверности, для чего студентам Академии художеств надлежало тщательным образом изучать изображения старинных костюмов и описания древних событий.


В то же время, наряду с историческими и мифологическими, главными темами для живописных и скульптурных студенческих работ Академии становятся сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.


Молодой художник должен был сочинить сложную многофигурную композицию в интерьерах или на фоне пейзажа. Лучшие работы получали высшие награды и оставлялись в Академическом музее для воспитания художественного вкуса.


В выставочных залах Академии художеств им. Репина до 25 сентября 2022 года проходит выставка, где как раз представлены лучшие работы на тему библейских сюжетов.


«Первые кисти» русской школы живописи XIX века — Лосенко, Боровиковский, Бруни, Ге, Поленов, Семирадский, Репин и другие — в своем творчестве обращались к сюжетам Священного Писания.


Экспозиция выставки расположена в парадных залах Академии. В Тициановском зале — ветхозаветные сюжеты, в Рафаэлевском — новозаветные.


Краткий обзор представленных на выставке работ:


Художник Василий Кузьмич Шебуев изобразил пророка Моисея традиционно — величественным старцем, получившим от Бога скрижали с Десятью заповедями.

Василий Шебуев Моисей со скрижалями (начало 1820-х, Иркутский художественный музей им. Сукачёва)


Художник Петр Петрович Заболоцкий - ветхозаветную историю о чуде, совершенном Моисеем во время скитаний евреев по пустыне.

Петр Заболоцкий Моисей источает воду из камня (1863, Музей Академии художеств им. Репина)

Во время 40-летнего путешествия по пустыне, Моисей дважды поднимался на гору Синай, где по 40 дней проводил в одиночестве и общении с Богом.


Художник Исаак Львович Аскназий изобразил пророка в образе обычного пастуха на фоне пустынного пейзажа.

Исаак Аскназий Моисей в пустыне (1885, Музей Академии художеств им. Репина)

Для более достоверного изображения мест, связанных с библейскими сюжетами, художники совершали путешествия на Восток. Так, некоторые работы выпускников Академии художеств братьев Чернецовых - Никанора и Григория - были написаны с натуры.

Никанор Чернецов Вид Назарета в Галилее (1869, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник)

Григорий Чернецов Мёртвое море (1850, Русский музей)

В книге Товита, входящей в Ветхий Завет, есть притча о сыновьей любви. Когда юноша Товий с своими спутниками — архангелом Рафаилом и верной собакой — отправились в город Экбатан. 


Во время купания в озере Товий, по совету ангела, выловил подплывшую к нему рыбу. Рыбья желчь послужила основой лекарства для слепого отца Товия.


«Товий с ангелом» — учебная академическая работа Антона Павловича Лосенко, созданная под руководством Ивана Петровича Аргунова. Товий изображен с рыбой, рядом ангел и собака.

Антон Лосенко Товий с ангелом (1759, Третьяковская галерея)

А Иван Степанович Ксенофонтов для своей работы выбрал важный момент притчи — Товий смазывает глаза отца, после чего тот прозревает.

Иван Ксенофонтов Товий врозвращает зрение отцу своему (1849, Музей Академии художеств им. Репина) 


В 1865 году студентам Академии была задана тема «Ангел смерти истребляет первенцев египетских». Среди претендентов на медаль был и эскиз студента Ильи Ефимовича Репина.


Комиссия разрешила продолжить работу над эскизом. Но отметила, что художник слишком реально трактовал сцену, и что в изображении духа достаточно простертых рук.

Илья Репин Ангел смерти истребляет первенцев египетских (1865, Музей Академии художеств им. Репина) 

В зале с новозаветными сюжетами тоже есть интересные работы.


Например, работа Петра Михайловича Шамшина с изображением одного из самых светлых библейских сюжетов — Рождества Богородицы.


Младенец в окружении заботливых служанок, а в глубине комнаты — едва заметные силуэты родителей Марии.

Пётр Шамшин Рождество Богородицы (вторая половина XIX в., Краснодарский художественный музей им. А. Коваленко)

Художник Пётр Васильевич Басин в сюжете «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» решил нарушить привычную иконографию и вместо Иосифа изобразил маленького Иоанна Крестителя. Что в прочем не помешало ему получить звание академика.

Пётр Басин Отдых Святого Семейства на пути в Египет (1842-1843, Третьяковская галерея)

Генрих Ипполитович Семирадский также отошел от канонического сюжета, изображая первую встречу Иисуса Христа с Марией Магдалиной. Основой будущей картины послужил мотив поэмы А. К. Толстого «Грешница».

Генрих Семирадский Христос и грешница. Эскиз (1872, Новгородский музей-заповедник)


«Воскрешение дочери Иаира» — тема конкурсной работы выпускников 1871 года. Главными претендентами на победу были Василий Дмитриевич Поленов и Илья Ефимович Репин.


Президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович предложил дать медали всем пяти конкурентам.

Василий Поленов Воскрешение дочери Иаира (1871, Музей Академии художеств)


Лучшие выпускники Академии художеств получали право за счет государства отправиться в пенсионерскую поездку за границу. Откуда, в качестве отчета, присылались работы. 


Так, картину «Иоанн Креститель» художник Федор Антонович Бруни написал в Риме, во время своей первой пенсионерской поездки.

Фёдор Бруни Иоанн Креститель (1826, Новгородский музей-заповедник)


Необычную иконографию трагического библейского сюжета «Усекновение главы Иоанна Предтечи» выбрал для своей работы Василий Григорьевич Худяков


Он изобразил завершение истории, когда один из слуг выходит из темницы, где происходила казнь, держа в руках голову Иоанна.

Василий Худяков Саломея и её мать, ожидающие у двери темницы голову Иоанна Крестителя (1861, Вологодская картинная галерея)


В 1804 году Владимир Лукич Боровиковский работал над изображениями для Казанского собора в Санкт-Петербурге. «Евангелист Марк» был настолько популярным, что часто воспроизводился в литографиях.

Владимир Боровиковский Евангелист Марк (начало XIX в., Музей Академии художеств им. Репина)


Михаил Васильевич Нестеров создавал эскизы для мозаик северного и южного киотов Храма Спаса на Крови.

Михаил Нестеров Вознесение Господне (1897, Саратовский художественный музей им. Радищева)


В Екатерининском зале заключительная часть выставки «Дорогами Палестины» представлена фотографиями и документами о деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.


И портретами его основателей и покровителей, самыми яркими и интересными из которых являются работы Ивана Кузьмича Макарова и Карла Рудольфа Зона.

Карл Рудольф Зон Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны (1885, Государственный Эрмитаж)


Иван Макаров Благословение Господне на вас (семья Александра III перед Христом) (1881-1882, Музей-заповедник «Павловск»)


Эти и другие работы выпускников Академии художеств из коллекций более тридцати музеев, архивов и библиотек России можно посмотреть на выставке «Дорогами Палестины», которая продлится до 25 сентября 2022 г.

Комментариев нет: