Фарфоровое увлечение Юсупова в Архангельском
Фарфоровое заведение Юсупова было настоящей достопримечательностью усадьбы Архангельское - Николай Борисович с гордостью демонстрировал мастерские гостям.
В 1820-е гг. современники утверждали: «Вы не были в Архангельском, если не посетили мастерские по росписи фарфора, находящиеся в одном из павильонов в конце регулярного сада».
А в одной статье «Дамского журнала» с восхищением писали о фарфоровой фабрике «под управлением весьма знающего своё дело француза». Но о французе чуть позже.
В 1810 г. Николай Борисович Юсупов после длительного заграничного путешествия возвращается в Россию и у Марии Адамовны Голицыной покупает подмосковный дворцово-парковый ансамбль Архангельское.
«Фарфоровое заведение» началось в 1815–1816 гг. с мастерской, расположенной в флигеле старинных боярских палат Юсуповых «у Харитония в Огородниках» (сегодня Большой Харитоньевский переулок в Москве).
Чашка с миниатюрой по картине Д.Тенирса-младшего «Курильщик» (1818— 1822) Белье — завод Попова. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Архангельское» |
Первые мастера — крепостные живописцы Колесников, Сотников, Ткаченков, Новиков — учились золочению в Петербурге у профессиональных художников, а на заводе Попова — наносить изображения на фарфоровое бельё, закреплять росписи огнём.
Работа в мастерской велась нерегулярно, ведь художники еще расписывали интерьеры, копировали и реставрировали полотна из коллекции Юсупова, писали собственные картины.
Осенью 1818 г. мастерскую переводят в Архангельское, тогда же объявляется набор учеников. Отбор шел довольно строгий, самых талантливых обучали у известных профессионалов и оставляли работать в мастерской.
Одиннадцать подростков «расписывали черепки пукетами» (букетами), «писали цветами тарелки», отводили краской края тарелки, а взрослые художники «поправляли» работу учеников и добавляли декор.
Два дня в неделю живописцы работали на себя — расписанный фарфор продавали.
Чашка и блюдце с широким цветочным бордюром (1821-1822) Белье – неизвестный завод. Роспись — мастерская Юсупова. Из собрания усадьбы «Архангельское» |
До 1824 г. мастера работали только с привозными фарфоровыми заготовками: чайно-кофейные сервизы, чайные пары, чашки привозили с заводов Гарднера, Попова, Императорского фарфорового завода.
Готовые формы столовой посуды доставляли из Саксонии и Австрии, а из Франции — небольшие сервизы «тет-а-тет» и для завтрака на 1-2 персоны.
Любимыми мотивами росписи на фарфоре были цветы, букеты, гирлянды из цветов и трав.
С 1819 г. на тарелках появились сюжеты с картин Рембрандта, Фрагонара, Грёза, Виже-Лебрен, а на чашках — женские портреты П. Ротари.
Чашка с портретом Н.Б. Юсупова, гербом рода и блюдце (1810-е) Бельё- неизвестный завод. Роспись - мастерская Юсупова. Из собрания Государственного Эрмитажа |
Тарелки, украшенные композициями по гравюрам Ж-Ф-Ж. Свебаха. Бельё - неизвестный завод. Роспись - мастерская Юсупова (1818-1820) Из собрания усадьбы "Архангельское" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий