Москва скульптора Степана Эрьзи
Жизнь и творчество скульптора Степана Эрьзи неразрывно связаны с его любимым городом – Москвой.
Русский скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина.
Под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой был, он стал известен позже, когда уехал в Европу совершенствовать свое мастерство.
Свою трудовую биографию Степан Нефёдов начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства.
В 1896 году посетил Художественно-промышленную выставку, где, в отдельном павильоне, увидел работы Михаила Врубеля, которые произвели на молодого художника сильное впечатление.
В 1899 г. – возвращается в Алатырь, куда переехала семья. Для местного любительского театра создает декорации к спектаклю, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
И в 1901 году Степан Эрьзя приезжает в Москву.
Рождественка,11/4 Московский архитектурный институт (МАРХИ) |
А в 1901 году это было Императорское Строгановское центральное училище технического рисования. Куда приходит Степан Нефёдов в надежде стать учащимся знаменитого художественного заведения. Но вначале он начал посещать вечерние классы училища, где преподавали живописцы Сергей Иванов и Николай Касаткин. Но вдруг меняет свои планы и поступает на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Мясницкая, 21 Училище живописи, ваяния и зодчества |
В 1902 году Эрьзя поступил на отделение живописи. С 1904 года - параллельно живописным классам он начинает посещать скульптурное отделение (мастерскую профессора С.М.Волнухина). В 1907 году, не окончив последнего этапа обучения, покидает училище и уезжает в Италию.
Кузнецкий Мост, 6/3 Бывший дом Хомякова |
В этом доме Эрьзя с 1904 по 1905 год проживал и работал фоторетушером в модном фотоателье Романа Флориановича Бродовского.
Ателье рельефной фотографии Бродовского находилось на верхнем этаже, куда посетителей доставляло модное новшество – лифт! У Бродовского был даже собственный телефонный аппарат, что свидетельствует о популярности фотоателье, в котором работы фоторетушеру всегда хватало.
Тверская, 13 Дом московского генерала-губернатора |
В этом здании в 1904-1905 гг. состоялась встреча Эрьзи с Влк.кн. Елизаветой Федоровной.
Встречу устроил личный секретарь Великой княгини Емогоров, посоветовав Эрьзе передать ей прошение о материальной помощи.
При встрече Эрьзя был поражен печальной красотой княгини, попросил разрешения написать ее портрет с натуры, начал работу, но его революционно настроенные друзья по училищу, узнав, осудили его, и он прервал сеансы.
Тверская, 18 Дом Сытина |
Здание редакции газеты «Русское слово», в которой в 1905 году внештатным фотокорреспондентом (по рекомендации Р.Ф.Бродовского) подрабатывал С.Нефёдов.
По заданию редакции С.Нефёдов снимал забастовку рабочих на сургучно-лаковой фабрике братьев Мамонтовых и ее разгон войсками под командованием ротмистра Петерсона.
Также он снимал аресты рабочих типографии Худякова, заключенных в Бутырке, в том числе – приговоренных к казни (иногда по просьбе их родственников).
Льва Толстого, 21 |
Дом Толстого в Хамовниках, в котором Степан Дмитриевич Эрьзя бывал 1905-1906 гг. Встречался с писателем, портрет которого неоднократно лепил.
Красная площадь, 1 |
В 1906 году в Историческом музее состоялась первая государственная выставка современной скульптуры, на которой для работ Степана Эрьзи выделили целый зал.
В 1907-1914 гг. Степан Эрьзя живет и работает в Италии и Франции. А по возвращении в Москву у скульптора появляется своя мастерская.
Петровка, 28/2 Высоко-Петровский монастырь |
Степан Дмитриевич снял мастерскую на Петровском бульваре в полуподвале Петровского монастыря. С ним работали и учились его ученики: Карлис Залит, Елена Мроз, Ода Цинк, Алиса Сакс, Георгий Мотовилов, Василий Нефёдов (родной племянник скульптора).
В 1926 году Стена Эрьзя уезжает в командировку во Францию. А в 1927 году едет в Аргентину и остается там на долгих 23 года. Именно там скульптор начал работать с деревом кебрачо, с другими материалами больше не работал.
В 1950 году Степан Эрьзя возвращается в Москву.
Поварская, 50/53 |
В 1953 году в честь скульптора степана Эрьзи в Доме литераторов состоялся торжественный вечер.
Кузнецкий Мост, 20 |
В 1954 году в Выставочном зале МОСХа состоялась легендарная персональная выставка Эрьзи, первая и последняя после его возвращения из Аргентины. Основную часть экспозиции составили аргентинские работы, выполненные в дереве кебрачо. Выставка не оставила равнодушным никого из ее посетителей.
Большой Кремлёвский дворец |
В 1957 году в Большом Кремлевском дворце Степану Дмитриевичу Эрьзе, к 80-летию вручили Орден трудового красного знамени. За всю жизнь это была единственная награда.
2-я Песчаная улица, дом 3 |
Последний московский адрес Степана Эрьзи. В 1950 году, по возвращении из Аргентины, в этом доме получил мастерскую. И прожил до конца своих дней.
Своего музея в Москве, который ему по возвращении из Аргентины, обещали власти, Степан Дмитриевич при жизни не дождался...
В 2021 году на карте Москвы появилась еще одно точка, связанная с именем выдающегося мастера.
К 145-летию со дня рождения Степана Дмитриевича Нефёдова-Эрьзи, по иннициативе Международного фонда искусств имени С.Д.Эрьзи, открылся Культурный центр «Эрьзя-центр».
В постоянной экспозиции Центра представлены редкие фотографии, видео-материалы, и конечно, работы скульптора Степана Эрьзи, как оригиналы, так и в виде точных слепков с работ, находящиеся в музеях и частных собраниях России, Европы и Южной Америки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий