«Коронные» сценические образы Фёдора Шаляпина
Константин Станиславский как-то заметил, что свою «систему» он писал с Шаляпина.
У Фёдора Ивановича всё выходило просто и естественно. Но эта простота достигалась полным сомнений, порой до потери веры в себя, творческим процессом.
Каждая работа над ролью была результатом громадного изнурительного труда. Он не выносил халтуры и не позволял халтурить другим.
Фёдор Иванович был большим мастером перевоплощения. Он превратил оперу в синтез искусств.
И слово, и музыка, и грим, и костюм, и мимика, и жесты — всё было подчинено созданию характера героя.
Федор Иванович Шаляпин |
Творческая биография Шаляпина состоит из множества блестящих образов в произведениях русской и зарубежной мировой оперной классики.
Для сегодняшней заметки выбрала пять «коронных» сценических образов, созданных Федором Ивановичем Шаляпиным.
Мефистофель в опере «Фауст» — самая первая роль, которую в 1895 году молодой артист сыграл на сцене Мариинского театра, и одна из лучших в репертуаре Шаляпина. Он пел её буквально во всех крупных театрах мира.
Федор Шаляпин в роли Мефистофеля (1895, Мариинский театр) |
В течение многих лет певец шлифовал этот образ. Для Шаляпина, который при работе над ролью всегда изучал литературный первоисточник, в опере не хватало материала, чтобы приблизить образ Гуно к образу, созданному пером Гете.
Федор Шаляпин в роли Мефистофеля (1895, Мариинский театр) |
Шаляпинский Мефистофель вызывал у зрителей тревогу и беспокойство: перед ними возникало существо из мира темного и страшного, не знакомого с понятиями добра. ⠀
Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова как будто сошел с картины Репина. Интересно, что в 50-х гг. XX века группа антропологов восстановила по черепу Ивана Грозного облик царя.
Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного. 1909 г. Париж. Афиша Русских сезонов Сергея Дягилева |
Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного |
Олоферн в опере Серова «Юдифь». Коровин вспоминал: однажды группа художников присутствовала в момент, когда Шаляпин работал над этим образом. Он гримировался.
По правую руку стоит Валентин Серов и что-то вспоминает из эскизов к костюму, которые он создавал специально для Фёдора Ивановича.
Рядом Поленов, в его руках фотографии с ассирийского барельефа. Шаляпин присматривается и лепит своё лицо. Коровин с Врубелем наблюдают, что-то подсказывают.
Вдруг раздается голос Шаляпина: «Дайте чашку и подставьте два табурета».
Федор Шаляпина в образе Олоферна |
Федор Шаляпин в образе Олоферна |
Шаляпину хватило фотографии, чашки и двух табуреток, чтобы понять, как передать пластику образа. ⠀
На художника Александра Головина исполнение артистом этой роли произвело огромное впечатление. И он написал портрет Шаляпина в этом образе. Сегодня портрет находится в Третьяковке.
Головин Александр Портрет Федора Шаляпина в образе Олоферна (1908, из собрания Третьяковской галереи) |
Дон Кихот — одна из знаковых ролей в творчестве Шаляпина. Впервые исполнена артистом в Монте-Карло в 1910 г. Опера была написана специально для Шаляпина.
Зрители были в восторге от одного только появления артиста на сцене в сопровождении загримированной лошади, с впалыми боками и торчащими ребрами.
Федор Шаляпин в образе Дон Кихота |
Рядом с лошадью степенно вышагивал Дон Кихот. Худой, как палка, казалось, он сейчас переломится пополам.
Эффект худобы достигался за счет лат, стягивающих фигуру, длинноносой обуви и грима — изнеможённый вид, тощая бородка, тонкая шея и торчащий воротник.
Но этот вид был обманчив, всё смешное исчезало в тот момент, когда Дон Кихот начинал петь.
В 1933 году Федор Шаляпин снялся в фильме «Дон Кихот» немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста. Музыку к фильму написал французский композитор Жак Ибер.
Хоть артист уже немолод, но это единственное видимое доказательство актерского гения Федора Ивановича Шаляпина.
Борис Годунов — вершина творчества, «коронная» роль Шаляпина. Когда Федор Иванович начинал работать над ролью, историки спорили — виновен царь в убийстве царевича Дмитрия или нет.
Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова |
Факт невиновности Бориса оказался для Шаляпина очень важным. Ни одна роль певца не подвергалась такой скрупулёзной проработке.
В каждом новом театре, в каждом новом спектакле Федор Иванович старался по-разному раскрывать разнообразие характера своего героя, заставлял ему сопереживать.
Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова |
Федор Иванович Шаляпин играл так — зрителям казалось, что всё происходит по-настоящему, взаправду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий